Среда, 15.05.2024, 15:56
Приветствую Вас Гость | RSS


Сайт Крюченковой Ю.В.


Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Легко ли сдать ЕГЭ по информатике?
Всего ответов: 8
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Классное самоуправление как средство формирования личности ребенка
Самоорганизация, самоуправление, соуправление. Заглянем в словарь Даля: «САМ – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. ОРГАНИЗАЦИЯ – от латинского слова «орган» – орудие, снаряд, средство – обозначает устроить, привести в порядок, образовать, основать стройно. СО – как приставка обозначает совокупность. УПРАВЛЯТЬ – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать трудности, своеволия, приводить в порядок. САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства».
Анализ работ исследователей в этой области (Н.И. Приходько, Н.К. Крупская, В.М. Коротов, В.Т. Кабуш) позволяет определить САМОУПРАВЛЕНИЕ как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленные на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.
Истоки самоуправления в образовании восходят к 12 веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам. Самоуправление в школе гораздо моложе. Наверное, поэтому поиски его смысла и места в детско-взрослом школьном сообществе продолжаются.
Школа – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. А класс – это семья, и, как во всякой семье, в ней не обходится без конфликта «отцов» и «детей», поэтому обе стороны должны научиться уважать права друг друга. В 2005 году я впервые стала исполнять роль классного руководителя. Это был 5 класс с углубленным изучением информатики. В класс набрали детей из разных школ. Понимая сложность педагогической ситуации, надо было уделить особое внимание сплочению коллектива, созданию благоприятного психологического климата, характеризующегося защищённостью каждого его члена, мобильностью, психологической свободой, работоспособностью, инициативностью. Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. А это становится все труднее и труднее… Разобщенность в обществе, материальное неравенство, диаметрально противоположные критерии духовных и нравственных ценностей, семейные неурядицы, политические и природные катаклизмы… и многие другие проблемы ставит перед нами жизнь. От них нельзя отгородиться теоретическими «догмами» и нравоучениями – типа это «хорошо», значит – «можно», а это «плохо», значит – «нельзя». Как педагогу – воспитателю действовать в этой ситуации? Когда начинаешь размышлять о самоуправлении в коллективе класса, то сразу почему-то вспоминаются слова А.С. Макаренко «Я все свои 16 лет советской педагогической работы потратил на решение вопроса о строении коллектива, его органов, о системе полномочий, о системе ответственности». Наверное, это происходит потому, что принимаешь попытку думать о чем-то сложном и важном. На основании этого важно было определить главные целевые ориентиры самоуправления в классе: 1. Содействие развитию ребенка (обеспечение личностного роста членов класса. Самоуправление следует рассматривать как важнейшее средство развития детей. Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и другие). 2. Организация эффективного функционирования учебной группы (без самоуправления невозможно успешное выполнение возложенных на классное сообщество функций, начиная от обеспечения дисциплины и порядка в классе и создания условий для профессионального и личностного самоопределения учащихся). 3. Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека (выполнение поручений не должно ограничиваться стенами кабинета или школы. Оно может происходить в детском саду, больнице и других учреждениях, то есть там, где возможно и педагогически целесообразно проявление и развитие социально ценных устремлений детей). Для достижения перечисленных целей необходимо соблюдение научно обоснованных правил и требований к организации ученического самоуправления. Они могут формулироваться как научно, так и в виде заповедей, мудрых советов, призывов, поэтических мыслей, пословиц и поговорок. Например, пословицы: 1. Где хотенье, там и уменье. 2. Доброе дело само себя хвалит и другие. Мудрые советы: - Отвергая, предлагай; - Сделав, проанализируй; - Помни: вместе мы сила и другие. В качестве принципов мы выбрали следующие принципы жизнедеятельности классного коллектива:
1. Познай себя – это интересно!
2. Сотвори себя – это необходимо!
3. Утверди себя – это возможно!
4. Прояви себя – это реально! Выработался и определенный стиль отношений с детьми и родителями: - Не запрещать, а направлять; - Не управлять, а соуправлять; - Не принуждать, а убеждать; - Не командовать, а организовывать; - Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Мои ученики, родители и я, классный руководитель, – являемся коллективом под названием «Страна», девиз которого: «Нас классная страна недаром породнила, мы – школьные друзья, и в этом наша сила». Классное самоуправление – это серьезно. «Страна» имеет свои атрибуты: устав, эмблему, девиз, правила. Вместе мы – сила. Каждый день – это маленькая жизнь. Организационную структуру органов самоуправления в классе можно представить следующим образом: 1. Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов. 2. Принципы деятельности органов самоуправления:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- разновариативность;
- самостоятельность. Для достижения данных принципов необходимо:
- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей. 3. Высший орган самоуправления – классное собрание. В его работе принимают участие все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители. Собрание обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса. Классное собрание избирает: 1. Совет министров класса – главный исполнительный орган, его Президента, Вице-президента; 2. Решает вопросы жизни класса; 3. Утверждает общественные поручения; 4. Слушает отчеты об их исполнении; 5. Решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса; 6. Вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников. Совет Министров класса возглавляет Президент, помогает ему Вице-президент (претенденты в кандидатуры Президента и Вице-президента обязаны предварительно подготовить и выступить с программами развития класса). В Совет Министров входят: Министр Образования (совместно со своим министерством – микрогруппой, объединяющей в своем составе учеников на основе общих интересов). Он отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания, принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов). Министр Внутренних дел (организует поздравление учащихся коллектива, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях, принимает активное участие в организации трудового воспитания, контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет). Министр Культуры (способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе, отвечает за организацию конкурсов, вечеров, составление развлекательной программы). Министр Хозяйства (отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, организует учащихся на мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса). Данные кандидатуры выбираются путем закрытого голосования. По результатам голосования выбранным кандидатурам выдаются специальные удостоверения, которые ученики вклеивают в дневник. Президент класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий), формирует временные коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений. Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании. Поручения можно менять каждое учебное полугодие, чтобы каждый учащийся мог попробовать себя в различных ролях. Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы, и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий. Коллективное планирование осуществляется по методике «Дерево желаний»: Учащимся раздаются листочки бумаги, на которых нарисовано дерево с ветками. На каждой ветке есть несколько листочков, на которых нужно написать ответы на следующие вопросы: - в каких мероприятиях класса мне хотелось бы участвовать;
- в каких мероприятиях класса я мог бы оказать существенную помощь;
- какие мероприятия надо провести в классе обязательно. Ребята вписывают свои ответы на чистые листочки дерева и сдают свои работы классному руководителю. В итоге вывешивается большое дерево с предложениями учащихся по организации мероприятий в классе. 1 раз в полугодие определяется уровень развития самоуправления в классном коллективе. Коэффициент развития устанавливается в размере от 0 (низкий уровень) до 1 (высокий уровень). Согласно анкете в классе может быть высокий уровень организованности и активности и недостаточный уровень ответственности за общешкольные дела и так далее. Мониторинг развития классного самоуправления позволяет корректировать работу Совета Министров класса, Президента и всех членов классного коллектива. «Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. 5 класс стал 9 классом. Данная организация ученического самоуправления позволила решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Большинство учащихся класса проявляют социальную активность как в школе, так и вне школы; достойно представляют класс, школу на различных мероприятиях. Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов.
Категория: Мои статьи | Добавил: Star (16.04.2011)
Просмотров: 607 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Крюченкова Ю.В. © 2024