Актуальность данной темы состоит в том, что переход от обучения «знаниям, умениям, навыкам» к компетентностному подходу в 21 веке требует изменения всех составляющих учебного процесса. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу – использование активных методов в учебном процессе. Распространенность активных методов в образовательной среде не велика, и при организации процесса обучения информатике в средней школе, в частности. Цель исследования по теме состоит в выявлении и применении системы активных методов, обеспечивающих формирование информационной компетентности учащихся в процессе обучения информатике. Анализ работ различных авторов позволяет сформулировать понятие «компетентность» как совокупность качеств личности, позволяющих решать проблемы, основой для которых являются знания и умения, но которые необходимо уметь актуализировать в нужные моменты своей деятельности и нести личную ответственность за эту деятельность. Информационная компетентность рассматривается как качество личности, включающее совокупность знаний, умений и навыков выполнения различных видов информационной деятельности и ценностное отношение к ней. Проанализировав подходы к понятию «информационная компетентность» информационной компетентностью ученика средней школы назовем способность эффективно актуализировать полученные знания, умения и навыки обработки, хранения и передачи информации в нужные моменты своей деятельности с высокой степенью саморегулирования и в конструктивном взаимодействии с другими людьми. Анализ работ различных авторов позволяет выделить три основных компонента информационной компетентности ученика средней школы: технологический, рефлексивно-оценочный, мотивационный. Проблема измерения информационной компетентности связана с проблемой выявления критериев и уровней ее сформированности. Для их выявления необходимо обратиться к государственному стандарту по информатике, где четко определены требования к уровню подготовки выпускника средней школы. Выделяем три критерия: технологический, рефлексивно-оценочный, мотивационный. Для каждого критерия определяем показатели и уровни сформированности. Одним из методических средств, позволяющих эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника, создать дидактические и психологические условия, способствующие проявлению интеллектуальной, личностной и социальной активности обучаемых, являются активные методы обучения. При проведении педагогического эксперимента по данной теме были поставлены следующие задачи: 1. Проверить, как активные методы обучения способствуют формированию информационной компетентности учащихся. 2. Проверить эффективность использования в учебном процессе разработанной системы использования активных методов на уроках информатики и элективном курсе «Технология создания сайтов» для учащихся 9 классов.
|